Галерея Надежды Шубиной   техника и технология

Холодный батик.

Из книги "Подарки из батика", автор А. Я. Жолобчук
Холодный батик характеризуется четко выраженным графическим рисунком.
На деревянный подрамник равномерно натягивают предварительно подготовленную ткань (очищенную от шлихты и замаслителей).
На натянутую ткань наносят рисунок карандашом или же переводят предварительно выполненный на бумаге. Для этого ее при помощи булавок прикалывают с изнаночной стороны, и сквозь просвечивающуюся ткань рисунок переводят на лицо. На бумаге рисунок желательно делать четкими и контрастными линиями - это облегчит перевод его на ткань.
Теперь выполняем один из основных этапов холодного батика. По карандашному рисунку, по тем же линиям, на ткань наносят специальные резервные смеси. Для этого набирается резерв в трубочку. Загнутый конец трубочки опускают в сосуд с резервом, и через противоположный конец осторожно всасывают ртом состав. Заполняем трубочку нужным нам количеством резерва . Кончик вытирают, тканью или ватой. Рисунок строится в виде ограниченных деталей, и в их пределах красками расписывают изделие.

Резервы.

Для росписи методом холодный батик, выполняемым при помощи стеклянных трубочек, используют резервную смесь, в состав которой входят: резиновый клей, бензин, воск, парафин, вазелин и канифоль.
Существуют несколько рецептов для работы методом холодный батик.
Холодные резервы для батика, в граммах.
Резервы 1 2 3 4 5
Резиновый клей 200 200 200 200 215
Бензин 250 250 250 250 200
Парафин 50 25 - 50 -
Воск пчелиный - 25 50 - -
Канифоль - - - 2 -
Вазелин - - - - 85
  500 500 500 502 500
Приготовляя резерв для холодного батика, следует строго придерживаться правил пожарной безопасности. Резерв варится на водяной бане на закрытом огоне (электроплите с закрытой спиралью) в хорошо проветриваемом помещении.
В металлическую или стеклянную банку насыпают измельченный парафин. И для того чтобы он расплавился, ставят на водяную баню в небольшой сосуд с маленьким количеством кипящей воды так, чтобы банка с парафином могла в ней стоять вертикально. Если резерв приготовляется в стеклянной банке, то в воду на дно необходимо положить кусочек ткани, чтобы в кипящей воде стеклянная банка не треснула.
Когда парафин расплавится, в него вливают резиновый клей, воск, канифоль, вазелин в соответствии с рецептом, хорошо размешивают и потом постепенно вливают бензин. Смесь нагревают на кипящей водяной бане, получая, таким образом, однородную массу, готовую к применению - резерв.
Приготовленный резерв хранится в плотно закрытой посуде. При длительном его хранении парафин, воск выпадают в осадок, бензин испаряется. Поэтому перед использованием резерв следует подогреть на водяной бане, и если он загустел, долить немного бензина. Количество бензина в предлагаемых рецептах может колебаться в пределах 20-30 г меньше или больше - это зависит от густоты резинового клея. В процессе изготовления резерва бензин следует вливать не весь сразу, а по частям, при этом делая пробы резерва на ткани, которая подлежит росписи. В холодном батике резерв не удаляется, а остается на ткани.
Наиболее используемым и распространенным является рецепт № 1. Получаемый резерв прозрачен, дает чистый контур, при высыхании не виден. Резервы с добавлением пчелиного воска пластичны, хорошо растекаются, но при высыхании получается желтый контур.
Если в задуманном вами произведении нужен цветной контур, то резерв можно подкрасить. Для этого применяют художественные масляные или печатные краски, которые для этого обезжиривают: краску выдавливают на пористую бумагу, сдавливают под небольшим прессом. Когда жировые пятна на бумаге станут еле заметными, то это значит, что краска обезжирилась и ее можно смешивать с приготовленным резервом. В одной работе можно применять несколько цветных резервов, в зависимости от ваших идей.
Следует учесть, что резервы с применением масляных и печатных красок дольше высыхают.
Правильно приготовленный резерв имеет хорошие текучесть и пластичность, пропитываемость ткани. Если во время приготовления резерва в него добавили слишком много парафина, то он плохо пропитает ткань и будет лежать сверху так называемой колбаской. Такой резерв очень ломкий - через трещины он будет пропускать краски («стрелять»), которые будут заходить друг на друга и смешиваться в совершенно не нужных вам местах.
Если в резерве содержится больше положенного резинового клея, то, при наведении контурных линий из носика трубочки, будут отделяться тоненькие волоски клея (паутинки) и оседать на ткань в ненужных местах. Удалить их почти невозможно, и во время крашения они образуют не закрашенные линии.

Инструменты и материалы.

В холодном батике рисунок может быть самым разнообразным, но должен быть четкий раздел цветовых участков. Каждый из них обводится резервом, который наносится на ткань при помощи небольших стеклянных трубочек размером 15-20 см с загнутым утонченным кончиком (рис.1).
На небольшом расстоянии от кончика трубочка имеет расширение, в которое набирается резерв. Кончик трубочки окунают в резерв, и с обратной (широкой) стороны трубочки он втягивается в расширение. Большое значение в работе имеет также угол наклона трубочки к ткани. Он не должен быть больше 130° (рис. 2).
Рис. 1. Рис. 3.
Рис. 2.
Можно также использовать медицинскую спринцовку, в которую вставляют укороченную стеклянную трубочку с большим расширением (резервуаром). При помощи спринцовки можно набирать достаточно много резерва, а легким нажатием на нее регулировать выход резерва, тем самым корректируя толщину обводимого контура на рисунке.
Для нанесения резерва можно воспользоваться также пластмассовыми бутылочками (рис. 3) с насадками разных диаметров. Бутылочка наполняется резервом и тут так же, как и спринцовкой с трубочкой, легким нажатием пальцев можно регулировать выход резерва.
По окончании работы трубочку необходимо промыть бензином, и в кончик вставить тоненький дротик, потому что при высыхании резерв застывает, и трубочка забивается. Если же это случилось, то необходимо трубочку опустить в бензин, чтобы засохший резерв растворился, или в горячую воду (температура 80-90°С), а потом трубочку продуть. Рабочий тоненький кончик трубочки нужно хорошо зачистить маленькой наждачной бумагой (нулевкой) или маленьким напильником. Это делается для того, чтобы край трубочки был гладким и ровным, тогда он не будет цепляться, царапать ткань, а будет плавно передвигаться по ткани в нужном вам направлений, что облегчит работу. Если кончик трубочки большого диаметра, а вам нужен диаметр поменьше и другой трубочки у вас нет, то можно диаметр уменьшить. Для этого кончик трубочки нагревают на огне свечи или газовой горелки до красного состояния, потом аккуратно, при помощи пинцета, кончик вытягивают. Вытянутый и заплавленный кончик затачивают при помощи, наждачной бумаги, пока не образуется отверстие нужного вам диаметра.
При работе кончик трубочки с набранным резервом нужно постоянно протирать, потому что там собираются капельки, которые при соприкосновении с тканью образуют резервные капли. Поэтому в другой руке необходимо держать кусочек ткани или ватный тампончик для пропитывания.
Протертую трубочку быстро опускают на ткань, и когда резерв достигнет кончика, начинают наводить контуры рисунка. Когда трубочку отрывают от ткани, ее кончик следует повернуть вверх, чтобы резерв отошел от кончика.
В зависимости от волокнистого состава ткани трубочку нужно вести с разной скоростью. На более плотных и толстых тканях (полотно, мадаполам, бязь) контур обводится достаточно медленно для того, чтобы резерв полностью пропитал ткань; при необходимости на таких тканях резерв наносится с обеих сторон. При наведении контура рисунка на капроне и на натуральном шелке трубочку следует вести быстро, при этом, следя, насколько равномерно резерв пропитывает ткань. Качество наведенного контура проверяется с обратной стороны, пока резерв не просох. Места, плохо пропитанные резервом или имеющие пропуски, следует зарезервировать с обратной стороны.
После того как резерв нанесен на ткань, ему дают время высохнуть (примерно 30-40 минут). Цветные резервы с использованием масляных и печатных красок сохнут значительно дольше. Обычный резерв после высыхания становится прозрачным и незаметным. Обычно работа по резервированию (наведению контуров рисунка резервом) занимает около 70% времени, а на покрытие рисунка краской уходит около 30%.

Роспись красками.

Следует помнить, что роспись красками можно начинать только после полного высыхания резерва, потому что краска может проникать через резервную линию и образовывать нежелательные пятна, смешиваясь с другим цветом. Также нельзя расписанный резервом рисунок оставлять более чем на 24 часа, так как резерв может дать ореол, который не будет допускать краску до краев контура.
Расписывать можно при помощи кистей и тампонов. В основном работу рекомендуется выполнять кистями разных размеров (номеров) и плотности (беличьи, колонковые). Тампоны в основном используются для покрытия больших плоскостей. Их можно изготовить самому из ваты и поролона. Вату нужно намотать на стержни разных диаметров. Кончики тампона закрепить ниткой, чтобы они не слетали во время работы. Для каждого цвета нужно иметь отдельный тампон. Он должен быть не очень плотным, так как тогда он будет плохо впитывать краску, не очень мягким, потому что во время работы будет крошиться, а это приведет к неравномерному покрытию краской. Долго работать одним тампоном не рекомендуется.
Перед началом работы с красками необходимо запомнить, что при высыхании они становятся светлее, и, чтобы добиться в работе их точного цвета, нужно сделать так называемые выкраски. На кусочке расписываемой вами ткани необходимо резервом нанести небольшие квадратики по количеству используемых цветов, и после высыхания резерва залить их краской, которую вы будете использовать в работе. После их высыхания у вас будет конечная палитра цветов, и это поможет ориентироваться в работе.
Ткани из разных волокон не одинаково впитывают краски, поэтому они растекаются на разных тканях по-разному. Хорошо растекаются и впитываются краски на хлопчатобумажных, вискозных тканях, на натуральном щелке, немного хуже на ацетатных и триацетатных, еще хуже - на капроновых тканях. При росписи последних кисти и тампоны следует подводить к самому краю контура (резерва). В тканях, на которых краска хорошо растекается, во время покрытий небольших площадей рисунка кисть или тампон следует ставить в центре площади и краска сама равномерно подтечет к краям резервированного контура.
Во время покрытия больших площадей могут образоваться ореолы и затекания, чтобы этого избежать, нужно краску наносить одинаково насыщенным тампоном быстро и равномерно. Необходимо учитывать также, что краска на ткани довольно быстро высыхает. Большие площади заливаются краской слева направо и сверху вниз. Если в рисунке есть замкнутый периметр, например, кайма платка, работу нужно начинать с одного угла, желательно левого верхнего, и работать в обе стороны одновременно, если этого не сделать, то в работе будут ореолы и затекания.
Во время работы нужно следить, чтобы краска не проходила за пределы резерва. Если это случилось, то образовавшееся пятно надо обвести резервом, такие же пятна ввести на других участках, органично включая их в композицию рисунка.
Площадь рисунка на ткани необходимо перекрывать с первого раза, при повторном перекрытии могут образоваться участки с более темным цветом. Если по характеру рисунка нужно по цветовому пятну сделать несколько перекрытий цветом, то нужно дождаться высыхания краски, затем нанести резервную линию для повторного перекрытия, потом также для третьего и т.д.
Если есть неравномерные покрытия или затекания (в результате быстрого высыхания ткани, некачественных тампонов или кистей, медленной работы и т.д.), то эти участки следует залить краской повторно, но более темного цвета, или нанести резервом рисунок.
Готовые расписанные изделия сушат на рамах в горизонтальном положении, чтобы краски не подтекали к резервным контурам. После полного высыхания изделие снимают с рамы и запаривают, фиксируя краситель в волокнах. Время запаривания определяется видом ткани и классом красителя, используемого в изделии.
 
Материалы этого сайта не могут быть воспроизведены полностью или частично в любой форме без предварительного письменного согласия автора.
All rights reserved by  N. Shubina (c) 2006.
Website desined by T. Shubina