Галерея Надежды Шубиной   Библиотека
Теория живописи
Основные типы моделировки формы
Цветовой контраст
 
Fine Art Collection
Картина "Свечи"
На главную Написать письмо Карта сайта

Теория живописи

Композиция
В самом общем смысле композицией можно назвать состав и расположение частей целого, удовлетворяющего следующим условиям:
1) ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
2) части не могут меняться местами без ущерба для целого;
3) ни один новый элемент не может быть присоеденен к целому без ущерба для целого.
Любое расположение линий в кадре, любое размещение предметов в изображаемом пространстве представляет собой целое – единство, ограниченное кадром. Целое меняется, если удалить или заменить какие угодно заметные элементы целого, или переставить местами, или расширить кадр.
Конструктивные факторы композиции на плоскости
Организация поля картины в интересах образа решает следующие конструктивные задачи:
1) выделение композиционнного узла так, чтобы обеспечить привлечение внимания и постоянное возвращение к нему;
2) расчленение поля такое, чтобы важные части отделялись друг от друга, заставляя видеть сложность целого;
3) сохранение целостности поля (и образа), обеспечение постоянного связывания частей с главной частью (композиционным узлом).
Организация изобразительной плоскости
Формат и неоднородность изобразительного поля
в связи с фактором формата
Закон глубины
Предмет, изображенный на однородном поле близко к раме, читается лежащим близко к плоскости рамы или даже частично слитым с ней.
Предмет во внутренней и особенно цетральной зоне читается лежащим в глубине.
Плоское ровное поле благодаря наличию линии (или рамы), ограничивающей формат, становится пространством, своеобразной “пещерой”, конечно, перспективно и метрически еще совершенно неопределенной. Скрытая неоднородность изобразительного поля, вызванная рамой, ставит важные для композиции вопросы пересечения фигур и предметов рамой.
Пересечение дальних и второстепенных предметов (пейзаж в фигурной композиции) композиционно нейтрально и не требует смыслового оправдания. Пересечение же предметов переднего плана и особенно нижним краем картины, пересечение активно вылепленных или броских по цвету предметов должно быть оправдано, как специалбный знак определенного нарушения равновесия.
Закон неоднородности верха и низа изобразительной плоскости (закон гравитации)
Предмет, изображенный в верхней зоне поля, кажется падающим, а в нижнем – лежащим на горизонтальной плоскости.
Явления также гравитационного порядка:
- треугольник, расположенный основанием книзу, кажется лежищим на некоторой плоской опоре;
- треугольник, расположенный острием книзу – неустойчивым, парящим.
С утяжелением низа картинного поля и легкостью его верха связана неоднородность направлений на нем.
Вертикальные и близкие к ним направления воспринимаются как определяющие фронтальную плоскость. Вертикальный отрезок прямой очень трудно увидеть как уходящий одним концом в глубину. То же самое справедливо для горизонтального отрезка. Напротив, наклонные отрезки легко воспринимаются пространственно и, с точки зрения восприятия, относятся к классу многозначных изображений. Они читаются уходящими в глубину одним концом, либо другим, либо лежащими на фронтальной плоскости. Пространственное восприятие такого отрезка может колебаться. Чтобы сделать отрезок устойсивым, надо ввести его в конструктивную систему.
Конструктивная устойчивость и ее противопоставление неустойчивости, преобладание того или другого – это постоянная мгра вертикалей, горизонталей и наклнных.
 
 
Материалы этого сайта не могут быть воспроизведены полностью или частично в любой форме без предварительного письменного согласия автора.
All rights reserved by  N. Shubina (c) 2006.
Website desined by T. Shubina