Галерея Надежды Шубиной   Библиотека
Содержание
Введение
Глава II
Эволюция формы
Формальные нормативы стилей
Бифуркационное дерево стилевых тенденций
Глава III
Аналогии форм искусства
Заключение
Примечания
Литература
 
Fine Art Collection
Картина "Лошадка"
На главную Написать письмо Карта сайта

Композиционная форма в искусстве

Н. Шубина. Магистерская работа. Педагогический университет, архив библиотеки.
Глава II. Эволюция формы
2 .3. Формальные нормативы стилей
Формальные нормативы Ренессанса
Живопись
Музыка
1. "Скульптурность" элементов:

а) четкий рисунок, культ линии, проявляющийся в музыкальности ("певучести") линии.

б) Стремительность изображения и линейная перспектива; световая моделировка и воздушная перспектива, сложный колорит.

а) Мелодика определяется вокальной природой: ограничения рисунков плавны, скачки уравновешиваются, ярких кульминаций нет.

б) Формирование мажора и минора; использование всех видов контрапунктических средств (в том числе сложного контрапункта), разработка практически всех форм имитации (сквозная имитационность, эффект эхо, переклички хоров).

2. "Тектоничность" композиции.

а) Симметрия в расположении элементов на плоскости;

б) Дискретность (слоистость) живописного пространства, композиция из нескольких живописных слоев, каждый из которых обладает самостоятельным сюжетом.

в) Дифференцированное единство (четкое отделение главного от второстепенного); композиционная ясность, "золотое сечение".

а) Сглаженная метрическая пульсация; контрасты ритмических длительностей исключены.

б) Полифоничность* композиции, (сочетание в одновременном звучании двух и более мелодий); полифоническое преобразование мелодии (обращение, возвратное движение, увеличение, уменьшение) средствами хоровой фактуры.

в) Актуальность числа и численной пропорции, симметрии в музыкальной композиции; согласованность, гармоничность всех элементов целого, отсутствие случайного субъективного.

Формальные нормативы барокко.
Живопись
Музыка
1. Динамизм элементов:

а) Буйство линий и форм, резкие световые контрасты, цветовые контрасты.

б) Стереоскопичность и нормальная перспектива.

а) Кристаллизация мажорно-минорной тональной системы, концентрирование, влияние риторики на тематизм, вариативность; соединение контрастных тем.

б) Использование гомофонно-полифонически смешанных форм.

Интенсивное развитие темы.

2. Атектоничность композиции:

а) Асимметрия, контраст динамических элементов.

б) "Глубинность" (слитность) пространственных планов.

б) Слияние полифонии с аккордовой гармонией в практике генерал-баса, привлечение тонально-гармонического развития, взаимодействие полифонических гомофонных форм.

Формальные нормативы классицизма.

Живопись
Музыка
1. "Скульптурность" элементов:

а) Приоритет линии над краской, "холодный" и "певучий" контур.

б) "Правильные" пропорции, "золотое сечение", обобщение формы, исключение параллельных линий.

в) Светотеневая моделировка формы, локальные цвета, исключение резких контрастов.

а) Рационализм, простота, логическая обоснованность и внутренняя гармония.

б) Типизация и обобщенность выразительных средств; регламентация музыкальных форм, многообразие типов мелодики.

2. Тектоничность композиции:

а) Симметрия и замкнутость (пирамидальная или кольцевая композиция).

б) Простота, ясность, уподобление античному барельефу.

а) Симфоничность форм; тяготение к монументальности.
Формальные нормативы романтизма.
Живопись
Музыка
1. Либерализация элементов:

а) Приоритет краски над линией, сложный колорит, цветовой контраст.

б) "Живописность" рисунка (размытость, нечеткость); Светотень и воздушная перспектива.

а) Индивидуализация мелодики и внедрения речевых интонаций, расширение тембровой и гармонической палитры (натуральные, красочные сопоставления мажора и минора и т.д.). Контрастность и изменчивость темы, экспрессивность.
2. Либерализация структуры:

а) Не замкнутость, глубинность.

б) Контраст динамизма элементов с равновесностью композиции или статичности элементов с неустойчивым равновесием композиции.

а) Контрапунктирование мелодий; изложение ведущей мелодии с несколькими дополняющими полифоническими голосами. б) Полифонизация гомофонной фактуры и гомофонных форм (наделение второстепенных голосов мелодической значимостью вплоть до превращения в своего рода контрапункт).
Формальные нормативы реализма.
Живопись
Музыка
1. Типичность элементов:

а) Единство рисунка и цвета. Типизация элементов.

б) Стереоскопичность (объемность), светотень и воздушная перспектива, богатство колорита; полутона, рефлексы.

а) Типизация элементов; разнообразие интонаций и их выразительность.
2. Типичность композиции:

а) Естественность расстановки и группировки фигур.

б) Непрерывность перспективного построения; интегрированное единство, ясность композиции

 

 

Направление
Импрессионизм
Вид искусства
Живопись
Музыка
Время
60 - 70 г. XIX в.
80 - 90 г. XIX - XX в.
Основоположники
К.Моне, О.Ренуар, К.Писсаро, Э.Дега (Франция )
К.Дебюси (Франция )
Идейная направленность
Передача впечатления, отражение тонких психологических состояний, оттенков субъективных ощущений, вызванных созерцанием внешнего мира.
Основные положения В основу положена передача мимолетного впечатления; изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций и движений. 

Субъективность восприятия. 

Противопоставление красоты повседневной действительности условности официального и салонного искусства. 

Выработка системы пленэра.

В основу положена передача не развернутого динамического или драматического процесса, а как бы один пространственно-временной срез мгновения, момент, выхваченный из динамического ряда статики, развернутый в особом художественном пространстве выражения. 

Сюжет размыт; драматическая сторона снята; образы зыбки и завуалированы, полны символов и художественных ассоциаций. 

Поиски яркого национального языка (М.деФальи \Испания\, Дж.Энеску \Румыния\, М..Равель\Франция\). 

Возрождение национальных традиций.

Особенности построения композиции Предметно-пространственнае связи организуются цветом и светом. 

Форма активизируется оптическими свойствами цвета и света. 

Предметность и материальность исчезают, объемные формы растворены в воздушной среде; "мерцание". 

Отказ от резких контрастов, цветовой аккорд. 

Пластическая незавершенность, неровность фактуры. 

Кажущаяся неуравновешенность композиции, фрагментарность, неожиданность точки зрения, ракурсы, срезы фигур.

Нарушены причинно-следственные связи музыкальной логики. 

Преобладают простые музыкальные формы; отказ от резких контрастов; использована сложная полифония тембров, "мерцание" гармоний и ритмов. 

Некоторая статичность выражения. 

Использование натуральных и ангемитонических ладов, элементов модальной гармонии в аккордовых параллелизмах. 

Дифференцированность оркестрового звучания, детализация фактуры, использование чистых тембров.

Направление

Пуантилизм

Вид искусства
Живопись
Музыка
Время
80-е г. ХIХ в.
50-е г. ХХ в.
Основоположники
Ж.Сера (Франция)
А.Веберн
Идейная направленность
 
Основные положения
Систематичность и рассудочность методов. 

Реализация теории цвета и восприятия.

Использование "четырех измерений" каждого звука: длительности, высоты, громкости и тембра. 

Создание музыки из отдельных звуков.

Особенности построения композиции
Техника письма мелкими точками; мозаичность; получение оттенков цвета и формы с помощью точек. 

Использование "чистых" красок; оптическое смешивание красок. 

Декоративность. 

Более формальная композиция, чем у импрессионистов, основанная на классических пропорциях золотого сечения.

Техника, основанная на комбинации отдельных звуков, не соотнесенных ни с какой музыкально значимой системой. 

Отдельные звуковые "точки" не образуют ни тем, ни мотивов, ни фраз. 

Оперирование фактором плотности как способом артикуляции формы. 

Создание из "точек - звуков" единой музыкальной ткани.

Направление
Экспрессионизм
Вид искусства
Живопись
Музыка
Время
10-20 г. ХХ в.
1-я половина XX в.
Основоположники
Об. "Мост" Э.Л.Кирхнером Э.Хеккель;

об. "Синий всадник" А.Маркке, Ф.Марк (Германия, Австрия)

А.Шенберг, Б.Брехт, Й.Бехер

(Австрия, Германия)

Идейная направленность
Раскрытие трагедии "маленького человека", раздавленного действительностью, гибнущего в чуждом и страшном мире; уход человека от действительности в нереальный мир аффектов, во внутренне мистическое откровение как личный творческий акт познания.
Основные положения
Изучение и художественное выражение эмоционально-психологических состояний человека (крайние проявления). 

Деформация объективного содержания связей искусства с действительностью. 

Субъективизм; теория творческой свободы.

Особенности построения композиции
Принципиальная "антиклассичность". 

Отказ от гармонической ясности форм. 

Сознательная деформация картины действительности. 

Деформация пространства. 

Резкие контрасты (формы, цвета и др.), изломанность линей, рубленые формы, упрощенный контур. 

Острые, крайне "экспрессивные", гротескные формы

Отказ от классической мелодики. 

Форма расплывчата, опора на не очень развитые формы, главным образом использующие вариационный принцип. 

Отказ от мажора и минора; разорванность мелодики; Предельная диссонансность гармонии (в вокале - полупение-полуговор). 

Предельно заостренные контрасты.

Направление
Синтетический кубизм
Конкретная музыка.
Вид искусства
Живопись
Музыка
Время
10-20 г. ХХ в.
40-е г. ХХ в.
Основоположники
П.Пикассо, Ж.Брак (Франция).
П.Шеффер, П.Анри (Франция).
Идейная направленность
Эстетика фрагмента реальности, включенного в контекст искусства и наделенного в нем новым символическим смыслом.
Основные положения
Демонстрация ряда проблемных отношений: между реальностью и способом ее отражения, между языковыми знаками разных уровней, между визуальным фактом и мысленным образом. 

Создание "бударажущего" эффекта.

Фальсификация звуков натуры.

Подчеркивание связи материала, способа сочинения и исполнения с "натуральной" имперически воспринимаемой жизнью звуков. 

Создание качественно новых сонористических эффектов.

Особенности построения композиции
Коллаж - использование уже существующих элементов в создании композиции (фотографии, куски газет, проволоки, обоев, цветной бумаги и др.) 

Простой мотив (как правило натюрморт). 

Объект изображения собирается из разнотипных фрагментов. 

Текст картины складывается из знаков разных языков.

Использование уже существующих элементов, любых звуковых материалов. 

Отказ от обычной нотной записи. 

Конструктивная основа. 

Техническая трансформация звуков (качество, способы воспроизведения звука, монтаж).

Направление
Минимализм (модернизм)
Вид искусства
Живопись
Музыка
Время
60 - 70 г. XX в.
80 - 90 г. XIX - XX в.
Основоположники
К.Андре, Б.Ньюман, Р.Моррис и др. (США).
Ст.Рейх, Ф.Гласс, Т.Райли,
Ла Монте Янг (США).
Идейная направленность
Поиски истоков или начал искусства (основанные на теории гештальтпсихологии).
Основные положения Демонстрация противоречий между априродными формами внутреннего созерцания и реальным чувственным опытом (геометрические образы становятся объектом внешнего восприятия и т.о. подвергаются непрестанным изменениям, утрачивают свою устойчивость).
Конструирование сознания, воплощение в материале.
Создание единства иррационального, подсознательного и элементарной композиционной техники.
Особенности построения композиции Форма сведена к минимуму т.е. к простейшим геометрическим очертаниям.

Минималистический объект исключает любые ассоциации или отсылки к внешнему миру.

Опора на законы восприятия.

Использование модульного принципа построения композиции.

Интегральные множества (повторение коротких мотивов, которые почти не заметно варьируются и изменяются.

Возможно создание на основе модульной композиции крупных импровизаций.

 
 
Материалы этого сайта не могут быть воспроизведены полностью или частично в любой форме без предварительного письменного согласия автора.
All rights reserved by  N. Shubina (c) 2006.
Website desined by T. Shubina